Автор: Кимеева Татьяна Ивановна
По материалам научной конференции, посвященной
«Чтения памяти Э.Ф. Чиспиякова» (к 70-летию со дня рождения)
Декоративное искусство шорцев не подвергалось в научной литературе подробному изучению. С.В. Иванов, исследуя орнамент народов Сибири, рассматривал и шорский, отмечая мотивы северосибирского, южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и среднесибирского типов (Иванов, 1961, с. 374). В шорском орнаменте наблюдались параллели таштыкскому, т.к. культура этого населения первой половины I тысячелетия н.э. повлияла на формирование культуры предков современного населения Северного Алтая, в том числе шорцев (Кызласов, Король, 1990, с. 191).
Декоративное искусство всегда теснейшим образом связано с изготовлением утилитарных предметов. Из корня и нароста (капа) на стволах берез, применяя специальные ножи и тесло «адылга» долбили самые необходимые предметы. Это миска «айак», чашки и кружки, низкие широкие блюда «тепши», «шара». Из капа и осиновых чурок вырезали ложки «кажык», «шабла» и похожие на них, но больших размеров ковши «омаш» и черпаки «суску».
На чашках, ручках ложек и ковшей встречается орнамент, выполненный техникой тонколинейной (контурной) резьбы, состоящий из треугольников, прямых линий, зигзагов. Из технических приемов резьбы шорцы использовали также приемы резьбы наколом, а также циркульной и ямчатой резьбы.
Широко используемым материалом для изготовления утвари являлась легкая в обработке береста. Из нее делали туеса тозек, туус, короба эпчек, сольницы, саараг, иногда берестяной делали рабочую часть совка.
Орнаментированные берестяные изделия в шорских коллекциях музеев России представлены слабо. Среди них встречаются табакерки, орнаментированные приемами тиснения и процарапывания. Узор — из треугольников и зигзага. Орнамент из простейших мотивов отмечен на берестяных туесах, куда укладывались культовые предметы, где немаловажным являлось значение оберега.
Предметы женского рукоделия и украшения в орнаментированных резьбой деревянных коробках карчак. Распространенным приемом таких предметов была тонколинейная (контурная) резьба. Орнаментальные мотивы саяно-алтайского типа однообразны и просты по форме. Между горизонтальными полосками заключились бордюры из пересеченных прямыми и диагональными линиями прямоугольников и треугольников. На одних ящичках с помощью таких линий создается симметричный узор, на других не наблюдается симметрии и среди геометрических фигур вдруг появляется антропоморфное изображение.
Глиняная посуда, изготовленная традиционным лепным способом, представлена единичными предметами в коллекции МАЭ (Кунсткамеры). Это горшки «кодеш», молочники «молонзыек», светильники «паспешнек», лишь один из них орнаментирован зигзагами и точками, расположенными между опоясывающими сосуд параллельными прямыми.
Использовали для изготовления мелкой утвари кость или рог марала, иногда вырезая из них ложки, чубуки курительных трубок или табакерки. Костяные предметы, как и глиняные, не часты в материалах музейных коллекций. Неглубокой плоской резьбой наносился узор на стенки костяных и роговых табакерок. Иногда на одном и том же предмете сочетались разные приемы резьбы. Ряды простейших выемчатых треугольников украшали головки курительных трубок из капа. На них вырезался и более сложный орнамент, например, бордюр из квадратов с вписанными в них малыми квадратами и точкой в центре. Бордюр сверху и снизу обрамлен зигзагом.
При переходе в мундштучную часть трубки симметрия, как это нередко встречается в шорском орнаменте, неожиданно нарушается неправильным.
Шорские курительные трубки прямоугольником с решеткой внутри и четырьмя продолженными за стороны фигуры линиями. Встречаются деревянные трубки, инкрустированные оловом. Эта техника заимствована от русских (Иванов, 1963, с. 55). Она использовалась также для украшения деревянных прикладов ружей, но такие экземпляры в шорской коллекции единичны.
О мастерстве резчиков по дереву у шорцев свидетельствуют деревянные рукоятки шаманских бубнов. В основном это искусно выполненная тонколинейная резьба из прямых горизонтальных и косых линий, образующих «елочку».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на шорских предметах, приобретенных для музеев в к. XIX — н. XX вв. представлен орнамент в его самых простых первичных формах. Изготовление орнаментированных предметов, возможно, относится к тем временам, когда орнамент в жизни шорцев еще не утратил сберегательной функции. Он сохранялся в глухих отдаленных местах черневой тайги, где жизненный уклад, обычаи и обряды охотников из века в век менялись крайне медленно.
Преобладающими являются мотивы саяно-алтайского типа — треугольники, пересеченные треугольники, сближенные входящие друг в друга зигзаги, шевроны, ромбы, косая сетка, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками. Некоторые из входящих в состав этого типа узоров обнаружены на костяных предметах палеометаллической эпохи на юге Сибири (Иванов, 1461, с. 378). Мотивы остальных, отмеченных, в начале статьи типов орнамента оказываются сопутствующими. К середине XX в. орнамент почти полностью исчезает с предметов быта таежных шорцев в связи с появлением мануфактурных товаров.
Внезапное нарушение является одной из специфических черт орнамента шорцев. Недостаточное количество орнаментированных предметов в музейных коллекциях, комплектование которых началось только в к. XIX — н. XX вв., свидетельствует о том, что в это время не наблюдалось расцвета декоративного искусства у шорцев. В музейных собраниях представлено гораздо больше экспонатов без орнамента, имеющих чисто утилитарное значение.